Фильмы с участием Вина Дизеля прекрасны тем, что не предполагают вопросов "почему", "откуда", "что это было" и "какого некромонгера!". Нет, на самом деле, вопросов до черта, но задавать их бессмысленно и адресовать, по сути, некому. Зато мы имеем идеально неидеального героя, большую и разнообразную фитнес-программу и врага, который выручит вполне по-дружески, даже если до этого был глубоко неправ. Причем так выручит, что по-хорошему ты у него в долгу до конца дней своих. Декард Шоу в восьмом "Форсаже" спас ребенка главного героя. Чистильщик Душ в "Хрониках Риддика" спас самого главного героя.
читать дальшеУчитывая мою любовь к образу "спасающего врага", нетрудно понять, что мне нравится Декард Шоу. Учитывая мой интерес к эпизодическим персонажам с почти полностью отсутствующей биографией, нетрудно догадаться, насколько важна для меня линия Чистильщика. На днях я пересмотрела все эпизоды с ним, какие можно отыскать в интернете. Спасибо ютьюбу, он дает возможность проследить второстепенных персонажей, нюансы их поведения, эмоции, реакцию на окружение — все то, что неизбежно ускользает, когда смотришь фильм. При отсмотре эпизодов, где присутствует Чистильщик, возникает чувство, что на экране — натянутая, дрожащая от напряжения тетива. Она неизбежно лопнет, но перед этим задаст направление стреле, которая точно попадет в цель. Это бешеная драма чувств, сыгранная одним только взглядом. Сомнения, сожаления, боль человека, пережившего гибель своего мира и служащего тому, кто этот мир уничтожил. Но Чистильщик не выжил бы при дворе Лорда-Маршала, если б не научился двойной игре (а, может быть, всегда в нее умел). Вот он на Гелионе пытается заставить жителей захваченной планеты принять веру некромонгеров. Те, понятно, не хотят и возмущаются, что неизбежно приводит к показательной расправе. И вроде бы все чувства на лице у Чистильщика в этот момент, но — какие именно? Понимание ужаса происходящего, нежелание в нем участвовать, боль за тех, кто неизбежно погибнет? Или: "Как же я устал от вашей глупости, жалкие людишки"? Вот он наблюдает за Риддиком, у которого копаются в памяти, и снова — напряжение, звенящая тетива, но о чем она звенит? О надежде на неведомого союзника или страхе перед неведомым врагом? Все, что касается Чистильщика, может быть истолковано двояко... пока он не спасает Риддика и не приговаривает сам себя.
Для меня это самый сильный эпизод во всем фильме. И дело не в словах, которые произносит Чистильщик: они, в общем-то, обычны для фильмов и героев такого типа. И даже не в том, что Чистильщик выходит под смертоносное солнце Крематории. Самое сильное впечатление производит будничная размеренность, с которой он снимает и аккуратно складывает свои регалии. Он не хочет их больше носить, но и не может выбросить, швырнуть под то же солнце, чтобы расплавились и сгинули. Отрекается от выбранного прошлого, но не может от него освободиться. Наглядное воплощение слов о "фурианце внутри меня" и "некромонгере внутри меня".
А потом он выходит под поток огня, льющийся с неба. И вот тут мне все-таки хочется задать бессмысленный вопрос: "Какого некромонгера, Риддик?! Почему ты не оттащил его за шиворот?" И не то, чтобы на этот вопрос не было ответа, просто ответ меня не устраивает. Он рождает новый вопрос. До каких пор уже в голливудских фильмах персонаж, осознавший, что накосячил, имеет лишь один шанс на искупление — смерть? Зачем создавать героя с умом, талантом и способностями, чтобы потом пустить его в расход? А если задействовать на благо своего мира? Пусть повкалывает, собирая, что разрушил — глядишь, всем будет хорошо.
И можно бы сказать, что "Риддик", о котором я говорю — очень старое кино. Так нет же, история продолжается, и новые Кайло Рены персонажи идут все той же истоптанной тропой. P.S. У нас сегодня как на Крематории, а мне в магазин за молочкой. Пишите комментарии, звоните в колокольчик. Ставьте лайки.