Кушанская империя располагалась как нельзя более выгодно — на основных артериях торговых путей между Индией, Китаем и Римской империей. Торговля стала основой ее могущества, как перед этим торговля же способствовала усилению Греко-Бактрийского царства. Индийские пряности, китайский шелк, памирская бирюза, иранские сладости — что только не перевозили караваны на Великом шелковом пути. Отправляясь в дорогу, купцы брали с собой вот такие плоские фляги с водой. Их помещали в кожаные футляры и крепили к верблюжьему или конскому седлу.



Керамика на выставке была представлена в изобилии — среднеазиатский регион просто создан для гончарного дела, а смешение культурных и религиозных традиций давало простор воображению мастеров, превращая предметы обихода в предметы культа и наоборот. Вот этот головорукий сосуд мог служить для ритуальных целей или всего лишь для хранения притираний местной модницы. А может, это заздравный кубок — согдийцы были не дураки выпить.



Как я уже говорила, почти вся согдийская и бактрийская скульптура тоже создана из глины. Раскрашенной глины. Мы привыкли, что раскрашивают глиняные игрушки. Но вот это изображение воина из дворца согдийских правителей (городище Халчаян, ) игрушкой никак не назовешь. Скульптуру делал зрелый мастер и большой знаток человеческой души. Это не условный воин, а живой человек. Вам не кажется, что с ним можно вполне можно было бы поговорить о жизни за флягой доброго согдийского?