В отличие от Энакина приквельный Оби-Ван идеализирует не людей, а систему. Его несомненный ум и ирония отходят в уголок, когда дело касается Ордена. Если имперское мышление, как обычно полагают, возводит в культ представление о механизме с людьми-"винтиками", то старина Бен мыслит "по-имперски". Его возмущает долгосидение Палпатина в кресле Верховного канцлера и кажется абсолютно правильным долгосидение Винду, ведущего Орден к катастрофе. Он в упор не замечает, что не только Совета, в его действительном понимании, уже нет, но и сам Орден не соответствует изначальным целям и задачам. Благоговение перед Орденом определяет отношение Оби-Вана с окружающими, включая собственного учителя. Оттенок иронии и легкой независимости в разговорах с Квай-Гоном определяется лишь одним обстоятельством: Квай-Гон не в ладах с Советом. "Вы давно были бы магистром!" - бросает Оби-Ван упрек Квай-Гону, и в этих словах содержится ключ к пониманию идеалов Бена Кеноби. Для него идеальна встроенность индивида в социальную иерархию, в данном случае - иерархию джедаев. Звание магистра - показатель успешной "социальности"; нежелание заработать его смирением и послушанием Совету кажется Оби-Вану почти кощунством. Обратим внимание, как в зале Совета ведут себя Оби-Ван и его учитель. Второй - независим, он даже кланяется по привычке, а не по внутреннему побуждению. Первый искренне почтителен и благоговеен, в Совете он чувствует себя как в святилище. Парадоксально, но этот внутренний пиетет куда резче чувствуется в молодом джедае, выросшем на принципах равенства и братства, чем в Вейдере, преклоняющем колено перед Императором.
Благоговение перед Орденом заставляет Оби-Вана принять сторону Совета, когда речь заходит о судьбе Энакина. "Этот мальчик опасен! - говорит он Квай-Гону. - Все это чувствуют, кроме вас!" Собственно, кто - все? Нам показали сомнения Йоды и отказ Винду. Другие члены Совета молчат. Может быть, не все чувствуют угрозу, но благоразумно не хотят спорить?
Точно так же Оби-Ван идеализирует разваливающуюся Республику. На протяжении I, II и III эпизодов нам не раз покажут ситуации, когда система будет в глазах Оби-Вана перевешивать конкретные жизни. "У нас нет времени, учитель!" - Квай-Гону, который собирается торговаться с Боссом из-за Джа-Джа Бинкса. "У него свое задание, а у нас - свое!" - Энакину, который хочет выручить погибающего пилота. "Он опасен!" - Падме, которая не хочет говорить, где находится Энакин.
Ему кажется, что еще немного, и винтики встанут на свое место, система наладится, ведь это прекрасная система, ничего лучше не придумали. Проблема вот только в том, что как ни называй систему - империей ли, республикой или орденом, когда ее ставят выше человеческих чувств и отношений, она летит к чертям.
Для ЗВ-обзоров